Методика воспитани
Дополнительные занятия


О нас






Сколько информации должен поглощать ребенок?

Сколько информации должен поглощать ребенок? Лишение или ограничение возможности воспринимать внешние раздражители (сенсорная обедненность) ведет к нарушению психической деятельности. При отсутствии {или резком уменьшении) информации интеллектуальная составляющая стремится к нулю. Увеличение поступления информации и ее обработка приводят к повышению быстродействия интеллектуальной системы. Но ее избыток может быть вреден. Об этом свидетельствует наличие в мозге специальных структур и механизмов, ограничивающих чрезмерное поступление неактуальной информации, например запуск специальных «тормозных» нейронов. В этой связи для сохранения благополучия интеллектуальных систем важно соблюдать стратегию гигиенического «информационного коридора». Ребенок должен получать информации столько, сколько способен усвоить, не уставая.

Для хранения поступившей информации и восстановления воспринимающей способности необходимы время и материально-энергетические ресурсы. Питание снова выходит на первый план, но уже не только в качестве «строительного материала». Практически те же самые пищевые вещества начинают проявлять свои «управленческие» функции. Значительные регуляторные функции принимают на себя жиры; одни из них превращаются в необходимые мозгу биологически активные вещества, другие становятся активными антиоксидантами — основными защитниками клеток от химического повреждения. Полиненасыщенные жирные кислоты встраиваются в клеточные оболочки нейронов и облегчают процесс прохождения нервных импульсов в центрах памяти и обучения. Они повышают эффективность работы мозга, позволяя ему быстрее планировать и действовать. Этими жирами богато грудное молоко, поэтому дети, имевшие полноценное грудное вскармливание, демонстрируют в дальнейшем более высокие показатели интеллекта. Но полиненасыщенные жирные кислоты нужны для интеллекта в любом возрасте. Школьники с высокой жировой обеспеченностью добиваются больших успехов в чтении и решении задач, улучшают результаты тестирования слуховой памяти и заучивания слов.

После рождения сохраняется большая зависимость нервной системы от йода. Но при значительном снижении интенсивности процессов роста мозговой ткани (особенно после 1,5—2 лет) йод становится элементом, обеспечивающим уже не формирование, но правильное функционирование мозга. В раннем и дошкольном возрасте дефицит йода снижает познавательные функции, сопровождается нарушениями речи, внимания и образного мышления, затруднением социальных контактов со сверстниками, эмоциональной неустойчивостью. Дефицит йода у школьников ухудшает восприятие информации, замедляет темп мыслительной деятельности, нарушает тонкую моторику.

Безусловно, важен нормальный уровень потребления белка, 90% белков мозга обновляются в течение 2-х недель. В процессе обучения скорость белкового синтеза выше в той половине мозга, где происходит процесс запечатления. Но, пожалуй, нет ничего более критичного для растущего мозга, чем его обеспеченность энергетическим материалом. Собственные энергетические запасы мозга ничтожно малы (0,1% от массы мозга). При высокой потребности мозга в энергии это ставит нервные клетки в прямую зависимость от поступления из крови глюкозы. Нейроны настолько нуждаются в этом энергетическом источнике, что усваивают ее без участия инсулина. Поддерживать энергетический потенциал нервных клеток помогают витамины группы В. Они способствуют передаче электрических импульсов между нейронами в цепочках кратковременной памяти, стимулируют синтез белков, осуществляющих перевод информации из краткосрочной памяти в долгосрочную и улучшают сенсорную память в любом возрасте.



Политика конфиденциальности